Навигатор




Авторизация



Счётчик




Неповторимая архитектура Санкт-Петербурга

Замечательная особенность архитектуры города - стремление к ансамблевой застройке. Благодаря продуманности строительства, гармоничному сочетанию разных архитектурных стилей, преемственности опыта и возник этот город на Неве, который вызывает неизменное восхищение всех людей, которые имели счастье здесь побывать.

Архитектурные ансамбли Петербурга

Заслуга создания городской площади (пл. Островского) между Публичной библиотекой и Аничковым дворцом принадлежит К. И. Росси. Позже по его же проекту был сооружен Александринский театр. Проезд от театра к Чернышову мосту был застроен зданиями, гармонирующими с ним по архитектуре. Одновременно была построена и Чернышова площадь. Ансамбль из двух площадей, Театральной улицы и трех садов (сквер Ломоносова, сад Аничкова дворца, сквер перед театром) стал большим достижением российского градостроительства.

Подлинным шедевром архитектуры является ансамбль Елагина острова. Его центр – служебные корпуса и парковые павильоны дворца Елагина. Лучшим садовым мастером XIX века (Д. Бушем) на острове был создан пейзажный парк. А взаимодействие мастера с архитектором Росси позволило сделать единое целое из дворцовых построек и окружающего пейзажа. В 1926 году западную стрелку острова украсили изваяниями львов (проект Л.А.Ильина).


Архитектурный ансамбль Марсова поля образовался из Михайловского, Летнего и партерного садов, включающих выдающиеся памятники зодчества.

Еще одно детище К.И. Росси – Площадь Искусств. Михайловский дворец (Русский Музей) – ее композиционный центр, который отделяется от площади чугунной оградой. Неотъемлемая часть композиции – Михайловская улица, связавшая площадь с Невским проспектом.

К единым архитектурным ансамблям относится и Исаакиевская площадь. Сейчас это административный центр города.

Три центральные площади (Исаакиевская, Сенатская, Дворцовая) создали свой гармоничный ансамбль. Это стало возможно благодаря творческим усилиям не одного поколения русских зодчих.

Архитектурные стили в Санкт-Петербурге

Здания в городе построены в различных архитектурных стилях (их около 15). Основные из них – барокко (его разновидности – петровское и елизаветинское), классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм.

Петровское барокко (1703-1740)

Здания этого стиля отличались простой прямоугольной формой без вычурных украшений, а кровли завершались шпилями.

Елизаветинское барокко (1740-1760)

Этот период характерен возведением крупных соборов, дворцов, усадеб. Эти строения отличались декоративным убранством и живописностью. В интерьерах использовались резные и лепные украшения, зеркала, узорчатый паркет, потолки украшались красивыми плафонами. В церковной архитектуре применялись русские традиционные убранства, иконостасы украшались золотом и резьбой. В этом стиле построены здания Аничкова дворца, Строгановского и Воронцовского дворцов, Смольного собора, Зимнего дворца, Александро-Невской лавры.

Классицизм (1760-1780)

Основные черты стиля – монументальность и сдержанность (мраморный дворец архитектора Ринальди).
С 1780 года здания стали строится в четком соответствии с классическими канонами, а стиль начал называться строгим классицизмом (Таврический дворец).
К концу века классицизм испытал влияние средневековой готики и начал называться романтическим (Чесменский дворец) или павловским.
В период 1800-1812 годов большое влияние на архитектуру оказали мастера из Западной Европы, приглашенные Александром I. Так возникает александровский классицизм, характерный простотой и строгостью линий, а также своей монументальностью (Горный институт, Казанский собор, Адмиралтейство)

Русский ампир(1812-1830)

Симметричность и торжественность зданий этого периода сочеталась с украшением военной символикой (доспехи, лавровые венки). Главные мастера этой эпохи - К. И. Росси и В. П. Стасов. А наиболее известные сооружения – здания Главного штаба, Сената и Синода, Михайловского дворца, Александринского театра. К этому же стилю относят и знаменитый Исаакиевский собор (архитектор О. Монферран), построенный несколько позже.

Жемчужиной неорусского стиля стал Храм Спаса на крови.

В конце 18 века возникает стиль русский модерн. Для него характерно украшение фасадов мозаикой и витражами (особняк Кшесинской).

Кроме традиционных направлений в архитектуре города широко используются египетские мотивы (фигуры сфинксов).

Оригинальной частью архитектуры Питера стали уличные часы. Среди них как механические, так и их электронные аналоги.

Примерно 7% городской площади составляют водные магистрали. Реки (Нева, Фонтанка) и каналы (Обводный, Грибоедова, Морской) стали частью архитектуры Петербурга.

Душой города являются его памятники. Они очень разнообразны и посвящены великим историческим деятелям (памятники Петру Первому, Екатерине Второй, Пушкину, Грибоедову, Тургеневу, Александру Невскому, Собчаку), значимым историческим событиям, литературным героям (Муму, чижику-пыжику, носу майора Ковалева, коту ученому).

Промышленная застройка города и типовые жилищные постройки советского времени несколько нарушили сложившийся стиль города, но не смогли уничтожить его особое лицо.

Город на Неве станет родным для каждого, кто был у него в гостях и оставит неизгладимый след в душе!


www.vspomnileto.ru